«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
 прочность знаний и вера в свои силы»

В.А.Сухомлинский

 

А что такое, собственно говоря, школьная столовая? Это место, которое можно обозначить именно фразой «место встречи изменить нельзя». Ученики со всей школы и учителя направляются сюда встретиться, поговорить, обсудить важные вопросы и позавтракать или пообедать.

 В столовой дежурят учителя и  учащиеся 7 – 11 классов в соответствии с графиком.

Дежурные в столовой выглядят самоуверенно. Их задача – впустить в столовую как можно большее количество учеников при как можно меньшем количестве потерь. Вход контролируется очень строго.

 А выходить оттуда никто особо и не торопится, напротив, в столовой все проводят остаток  перемены. Основной поток учеников уменьшается за минуту до звонка. Самые же устойчивые личности ждут, когда прозвенит сам звонок, лишь тогда вскакивают со своих мест и вприпрыжку мчатся к кабинету. Однако перед самой дверью рвение ученика забежать в класс, странным образом исчезает, и, немного помявшись, опоздавший скромно стучится в класс…

Большая перемена кончилась. (Из сочинения)

Необходимость серьезно заниматься формированием культуры здоровья в системе общего образования обусловлена рядом объективных причин:

фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период; в этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых ребенком в специально проецируемой деятельности;

школьный период в развитии наиболее сенситивен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.

Рациональное питание обучающихся - одно из условий создания здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии. Важнейшим условием для поддержания здоровья, высокой работоспособности и выносливости человека является полноценное и правильное питание. Организация рационального питания учащихся является одним из ключевых факторов поддержания  их здоровья и эффективности обучения в школе. Рабочий день  нашего школьника начинается в 9 утра. Заканчивается в 15-16 часов. Его школьные будни требуют активной мозговой работы и напряжения.  Энергетическая подпитка на перемене -  и опять в класс. И очень важно, чтобы «подпитка» состояла из вкусной и здоровой пищи.

            Вопросы организации школьного питания в последние годы вызывают повышенный интерес. Основу предполагаемых подходов составляет внедрение новых схем питания школьников и использование современного высококачественного оборудования, позволяющего при минимальных затратах обеспечить питание школьников на уровне требований сегодняшнего дня. Поэтому администрация ГБОУ СОШ №285 Красносельского района Санкт-Петербурга  уделяет большое внимание вопросам жизни и здоровья детей и подростков. Особенно сейчас остро встал вопрос об организации правильного школьного питания. Питание должно быть сбалансированным, в течение дня ребенок должен получать необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ. Если учесть, что большую часть времени дети проводят в школе, то и полноценно питаться они должны здесь же.

            Система организации питания  нашей школы ставит перед собой следующие задачи:

- создание условий для его социальной и экономической эффективности, направленных на обеспечение учащихся рациональным и сбалансированным питанием;

-  гарантирование качества и безопасности питания, пищевых продуктов, используемых в приготовлении блюд ;

-  пропаганда принципов здорового и полноценного питания;

- формировать культуру питания и навыки самообслуживания;

- добиться охвата  горячим питанием 95% учащихся школы.

 

Общая характеристика школьной столовой

Горячее питание учащиеся получают со 1 сентября до окончания учебного года. Питание учащихся осуществляется в школьной столовой, находящейся в здании школы на первом этаже. При входе имеются  раковины для мытья рук и электросушилки. В столовой имеется уютный обеденный зал  на 150 посадочных мест.

            Стены столовой окрашены в приятный светлый цвет, потолок белый. Освещение – энергосберегающие лампы и естественное освещение. Столы прямоугольной формы с гигиеническим покрытием, скамьи для сидения.  

В столовой имеется кухня,  заготовочные цеха,  в которых оборудованы места для обработки мяса, птицы и рыбы, а так же овощной  и кондитерской продукции. Оборудование и инвентарь промаркированы в соответствии с принадлежностью той или иной линии обрабатываемого сырья. Стены и пол выложены плиткой. Освещение искусственное и естественное.

 

В цехе имеется в рабочем состоянии технологическое оборудование и инвентарь в полном комплекте:

  • машина кухонная универсальная,
  • холодильники бытовые, шкафы холодильные, витрины холодильные,
  • плита электрическая,
  • котёл пищеварочный,
  • электрокипятильник,
  • мармит 1-х блюд и мармит 2-х блюд,
  • шкафы жарочные,
  • машина тестомесильная,
  • посудомоечная машина,
  • измельчитель овощей,
  • электросковорода,
  • мясорубка,
  • хлеборезка,
  • производственные столы,
  • раковины, ванны,
  • стеллажи для посуды,
  • промаркированные ножи, лопатки, разделочные доски и др.,
  • шкаф для хранения хлеба,
  • раздаточная линия.

 

Горячий цех является основным цехом, в котором завершается технологический процесс приготовления пищи: осуществляется тепловая обработка продуктов и полуфабрикатов, варка бульонов, приготовление супов, соусов, гарниров, вторых блюд. Горячий цех имеет удобную связь с заготовочными цехами, то есть мясорыбным и овощным, со складским помещением, удобную взаимосвязь с раздаточной, моечной и обеденным залом.

Блюда горячего цеха соответствуют требованиям сборника рецептур блюд и кулинарных изделий, технологическим инструкциям и картам. Температура горячего цеха не превышает 23-25°С.  Над тепловым оборудованием установлена вентиляция.

            Моечная предназначена для мытья кухонной и столовой посуды.

Складские помещения:

  • овощехранилище, где хранятся картофель, морковь, лук, чеснок и капуста;
  • склад для хранения сыпучих продуктов, различных круп.

 

Для решения поставленных задач школой задействован целый ряд сотрудников.

Прежде всего, это работники столовой. На их ответственности находится вопрос приготовления вкусной и приготовленной в соответствии со всеми технологиями пищи. В обязанности работников пищеблока входит выполнение всех норм хранения и реализации продуктов, а также выполнение всех санитарно-гигиенических норм. Для контроля над работой пищеблока создана бракеражная комиссия в составе:

- Красильникова Л.В. - заведующая производством,

- Бойцова Е.Г. – медсестра школы,

- Пояркова Л.Н. – организатор льготного питания школьников.

В ее обязанности входит контроль за поступающей сырой и готовой продукцией, за условиями хранения полученных продуктов, их реализацией согласно срокам. В школе  ведутся два бракеражных журнала: бракераж сырой и бракераж готовой продукции. Так же бракеражная комиссия играет роль активного связующего звена между учащимися и школьной столовой.

Осуществление этой деятельности требует производства и реализации продукции с очень высоким уровнем качества, потребительских свойств, строгим соблюдением санитарных норм и широким ассортиментом. С целью осуществления контроля над организацией питания и качеством готовой продукции созданы бракеражная комиссия, которая проводят следующие мероприятия:

1. ежедневный контроль качества;

2. регулярный контроль и количественный анализ охвата горячим питанием учащихся;

3. рейды-проверки по соблюдению норм закладки продуктов;

4. социологические опросы и анкетирование учащихся и их родителей по степени удовлетворенности организацией питания в школе.

Ежедневно соблюдение норм хранения продуктов и калорийность питания контролируется медицинским работником школы. Кроме того, ведется санитарный журнал о допуске работников в столовой к работе.

Производственный контроль над качеством приготовления пищи осуществляется в соответствии с Программой производственного контроля.

Списочная численность работающих – 6 человек.

Доставка продуктов в школьную столовую осуществляется специализированным транспортом.

Органами санитарного надзора в столовой школы не было отмечено фактов нарушения санитарно-гигиенических требований.

За последние годы администрацией школы, соответствующими контролирующими органами не были установлены нарушения торгово-производственной деятельности (недовложения, не точность денежных расчетов с потребителем).

 Коллектив столовой

         Необычайно приятна в нашей столовой атмосфера тепла и домашнего уюта. Персонал столовой всегда встречает детей и сотрудников школы доброжелательными улыбками и многих учащихся знает по именам. Поэтому дети всегда с удовольствием посещают школьную столовую.

Коллектив  столовой – профессионалы своего дела.  Они сработаны, дружны  и с полуслова понимают друг друга.  Руководит коллективом Красильникова Лариса Васильевна. 

 

Чтобы все организовать,  надо много хлопотать!

Все проверить,  посмотреть

Пробу снять и дать совет.

Васильевна чуткая душа,

будет делать неспеша!

         (- заведующая производством)

 

Повар у плиты творит, как  на крыльях он парит.

Все бурлит вокруг него, кухня – кузнеца его.

Каждое его творенье – просто сказка,

объеденье, мысли, творчества полёт. Тот, кто пробовал, поймёт. 

 

      

«Очень грязная посуда,

 ты пришла ко мне откуда?»

Машина моет и молчит!

 «Все прекрасно, господа,

Будет чисто здесь  всегда!»

 

Оксана денежки считает,

И столы всем накрывает,

Точно знает порций счёт

И везде у ней учёт:

Сколько выдать, сколько взять,

Сколько булок заказать!

 

 

Показатели культуры обслуживания:

 

Характеристика методов обслуживания в школьной столовой:

  • предварительное накрытие столов для учащихся 1-4 кл, ГПД;

 

В соответствии с заявками дежурные учащиеся группы ГПД под руководством персонала столовой осуществляют предварительное накрытие столов для каждого класса по графику. Учителя сопровождают детей 1 – 4 классов на завтрак и воспитатели ГПД  на обед в столовую и следят за питанием:

 

Завтрак 1-2 и 5 классы – 9.55

                3-4 и 6 классы – 11.00

Обед   ГПД 1-4 классы – 13.00 – 14.20

           5 – 11 классы  - 12.50 – 15.00 (понедельник – пятница)

           8 – 11 классы – 10.00 – 13.20 (суббота)

 

Буфет работает: понедельник – пятница 09.45 –15.45 на каждой перемене,

                            суббота 09.45 – 13.30  на каждой перемене.

    

Чрезвычайно актуальным  является для нас решение вопроса формирования культуры питания ребенка, чтобы он с детства был пропитан пониманием, что здоровье - это основа интересной, продуктивной жизни, а основа здоровья - это правильное питание. И, конечно,  необходимо формировать у детей правильные ориентиры на выбор продуктов питания, на организацию процесса питания в целом.

Большое значение в  школе уделяется тому, чтобы питание, получаемое школьниками, было разнообразным, калорийным и содержало необходимое количество витаминов и минеральных веществ.

Актуально  в настоящее время внедрение  программы «С-витаминизации», направленной  на «кальцинизацию» питания. В школьное меню включены  молочные продукты: каши, запеканка творожная, молоко и молочнокислая продукция.

В нашей столовой питание детей организовано по цикличному меню в строгом соответствии с ГОСТами и с учетом физиологической потребности  детей в биологически ценных веществах, в результате чего рационы сбалансированы по основным пищевым ингредиентам.

 

Вот как сегодня выглядит меню  школьной столовой

http://socpitanie.spb.ru/content/data/store/images/f_3980_28348_1.pdf

http://socpitanie.spb.ru/content/data/store/images/f_3980_28351_1.pdf