«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний и вера в свои силы»
В.А.Сухомлинский
А что такое, собственно говоря, школьная столовая? Это место, которое можно обозначить именно фразой «место встречи изменить нельзя». Ученики со всей школы и учителя направляются сюда встретиться, поговорить, обсудить важные вопросы и позавтракать или пообедать.
В столовой дежурят учителя и учащиеся 7 – 11 классов в соответствии с графиком.
Дежурные в столовой выглядят самоуверенно. Их задача – впустить в столовую как можно большее количество учеников при как можно меньшем количестве потерь. Вход контролируется очень строго.
А выходить оттуда никто особо и не торопится, напротив, в столовой все проводят остаток перемены. Основной поток учеников уменьшается за минуту до звонка. Самые же устойчивые личности ждут, когда прозвенит сам звонок, лишь тогда вскакивают со своих мест и вприпрыжку мчатся к кабинету. Однако перед самой дверью рвение ученика забежать в класс, странным образом исчезает, и, немного помявшись, опоздавший скромно стучится в класс…
Большая перемена кончилась. (Из сочинения)
Необходимость серьезно заниматься формированием культуры здоровья в системе общего образования обусловлена рядом объективных причин:
фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период; в этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых ребенком в специально проецируемой деятельности;
школьный период в развитии наиболее сенситивен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.
Рациональное питание обучающихся - одно из условий создания здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии. Важнейшим условием для поддержания здоровья, высокой работоспособности и выносливости человека является полноценное и правильное питание. Организация рационального питания учащихся является одним из ключевых факторов поддержания их здоровья и эффективности обучения в школе. Рабочий день нашего школьника начинается в 9 утра. Заканчивается в 15-16 часов. Его школьные будни требуют активной мозговой работы и напряжения. Энергетическая подпитка на перемене - и опять в класс. И очень важно, чтобы «подпитка» состояла из вкусной и здоровой пищи.
Вопросы организации школьного питания в последние годы вызывают повышенный интерес. Основу предполагаемых подходов составляет внедрение новых схем питания школьников и использование современного высококачественного оборудования, позволяющего при минимальных затратах обеспечить питание школьников на уровне требований сегодняшнего дня. Поэтому администрация ГБОУ СОШ №285 Красносельского района Санкт-Петербурга уделяет большое внимание вопросам жизни и здоровья детей и подростков. Особенно сейчас остро встал вопрос об организации правильного школьного питания. Питание должно быть сбалансированным, в течение дня ребенок должен получать необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ. Если учесть, что большую часть времени дети проводят в школе, то и полноценно питаться они должны здесь же.
Система организации питания нашей школы ставит перед собой следующие задачи:
- создание условий для его социальной и экономической эффективности, направленных на обеспечение учащихся рациональным и сбалансированным питанием;
- гарантирование качества и безопасности питания, пищевых продуктов, используемых в приготовлении блюд ;
- пропаганда принципов здорового и полноценного питания;
- формировать культуру питания и навыки самообслуживания;
- добиться охвата горячим питанием 95% учащихся школы.
Общая характеристика школьной столовой
Горячее питание учащиеся получают со 1 сентября до окончания учебного года. Питание учащихся осуществляется в школьной столовой, находящейся в здании школы на первом этаже. При входе имеются раковины для мытья рук и электросушилки. В столовой имеется уютный обеденный зал на 150 посадочных мест.
Стены столовой окрашены в приятный светлый цвет, потолок белый. Освещение – энергосберегающие лампы и естественное освещение. Столы прямоугольной формы с гигиеническим покрытием, скамьи для сидения.
В столовой имеется кухня, заготовочные цеха, в которых оборудованы места для обработки мяса, птицы и рыбы, а так же овощной и кондитерской продукции. Оборудование и инвентарь промаркированы в соответствии с принадлежностью той или иной линии обрабатываемого сырья. Стены и пол выложены плиткой. Освещение искусственное и естественное.
В цехе имеется в рабочем состоянии технологическое оборудование и инвентарь в полном комплекте:
- машина кухонная универсальная,
- холодильники бытовые, шкафы холодильные, витрины холодильные,
- плита электрическая,
- котёл пищеварочный,
- электрокипятильник,
- мармит 1-х блюд и мармит 2-х блюд,
- шкафы жарочные,
- машина тестомесильная,
- посудомоечная машина,
- измельчитель овощей,
- электросковорода,
- мясорубка,
- хлеборезка,
- производственные столы,
- раковины, ванны,
- стеллажи для посуды,
- промаркированные ножи, лопатки, разделочные доски и др.,
- шкаф для хранения хлеба,
- раздаточная линия.
Горячий цех является основным цехом, в котором завершается технологический процесс приготовления пищи: осуществляется тепловая обработка продуктов и полуфабрикатов, варка бульонов, приготовление супов, соусов, гарниров, вторых блюд. Горячий цех имеет удобную связь с заготовочными цехами, то есть мясорыбным и овощным, со складским помещением, удобную взаимосвязь с раздаточной, моечной и обеденным залом.
Блюда горячего цеха соответствуют требованиям сборника рецептур блюд и кулинарных изделий, технологическим инструкциям и картам. Температура горячего цеха не превышает 23-25°С. Над тепловым оборудованием установлена вентиляция.
Моечная предназначена для мытья кухонной и столовой посуды.
Складские помещения:
- овощехранилище, где хранятся картофель, морковь, лук, чеснок и капуста;
- склад для хранения сыпучих продуктов, различных круп.
Для решения поставленных задач школой задействован целый ряд сотрудников.
Прежде всего, это работники столовой. На их ответственности находится вопрос приготовления вкусной и приготовленной в соответствии со всеми технологиями пищи. В обязанности работников пищеблока входит выполнение всех норм хранения и реализации продуктов, а также выполнение всех санитарно-гигиенических норм. Для контроля над работой пищеблока создана бракеражная комиссия в составе:
- Красильникова Л.В. - заведующая производством,
- Бойцова Е.Г. – медсестра школы,
- Пояркова Л.Н. – организатор льготного питания школьников.
В ее обязанности входит контроль за поступающей сырой и готовой продукцией, за условиями хранения полученных продуктов, их реализацией согласно срокам. В школе ведутся два бракеражных журнала: бракераж сырой и бракераж готовой продукции. Так же бракеражная комиссия играет роль активного связующего звена между учащимися и школьной столовой.
Осуществление этой деятельности требует производства и реализации продукции с очень высоким уровнем качества, потребительских свойств, строгим соблюдением санитарных норм и широким ассортиментом. С целью осуществления контроля над организацией питания и качеством готовой продукции созданы бракеражная комиссия, которая проводят следующие мероприятия:
1. ежедневный контроль качества;
2. регулярный контроль и количественный анализ охвата горячим питанием учащихся;
3. рейды-проверки по соблюдению норм закладки продуктов;
4. социологические опросы и анкетирование учащихся и их родителей по степени удовлетворенности организацией питания в школе.
Ежедневно соблюдение норм хранения продуктов и калорийность питания контролируется медицинским работником школы. Кроме того, ведется санитарный журнал о допуске работников в столовой к работе.
Производственный контроль над качеством приготовления пищи осуществляется в соответствии с Программой производственного контроля.
Списочная численность работающих – 6 человек.
Доставка продуктов в школьную столовую осуществляется специализированным транспортом.
Органами санитарного надзора в столовой школы не было отмечено фактов нарушения санитарно-гигиенических требований.
За последние годы администрацией школы, соответствующими контролирующими органами не были установлены нарушения торгово-производственной деятельности (недовложения, не точность денежных расчетов с потребителем).
Коллектив столовой
Необычайно приятна в нашей столовой атмосфера тепла и домашнего уюта. Персонал столовой всегда встречает детей и сотрудников школы доброжелательными улыбками и многих учащихся знает по именам. Поэтому дети всегда с удовольствием посещают школьную столовую.
Коллектив столовой – профессионалы своего дела. Они сработаны, дружны и с полуслова понимают друг друга. Руководит коллективом Красильникова Лариса Васильевна.
Чтобы все организовать, надо много хлопотать!
Все проверить, посмотреть
Пробу снять и дать совет.
Васильевна чуткая душа,
будет делать неспеша!
(- заведующая производством)
Повар у плиты творит, как на крыльях он парит.
Все бурлит вокруг него, кухня – кузнеца его.
Каждое его творенье – просто сказка,
объеденье, мысли, творчества полёт. Тот, кто пробовал, поймёт.
«Очень грязная посуда,
ты пришла ко мне откуда?»
Машина моет и молчит!
«Все прекрасно, господа,
Будет чисто здесь всегда!»
Оксана денежки считает,
И столы всем накрывает,
Точно знает порций счёт
И везде у ней учёт:
Сколько выдать, сколько взять,
Сколько булок заказать!
Показатели культуры обслуживания:
Характеристика методов обслуживания в школьной столовой:
- предварительное накрытие столов для учащихся 1-4 кл, ГПД;
В соответствии с заявками дежурные учащиеся группы ГПД под руководством персонала столовой осуществляют предварительное накрытие столов для каждого класса по графику. Учителя сопровождают детей 1 – 4 классов на завтрак и воспитатели ГПД на обед в столовую и следят за питанием:
Завтрак 1-2 и 5 классы – 9.55
3-4 и 6 классы – 11.00
Обед ГПД 1-4 классы – 13.00 – 14.20
5 – 11 классы - 12.50 – 15.00 (понедельник – пятница)
8 – 11 классы – 10.00 – 13.20 (суббота)
Буфет работает: понедельник – пятница 09.45 –15.45 на каждой перемене,
суббота 09.45 – 13.30 на каждой перемене.
Чрезвычайно актуальным является для нас решение вопроса формирования культуры питания ребенка, чтобы он с детства был пропитан пониманием, что здоровье - это основа интересной, продуктивной жизни, а основа здоровья - это правильное питание. И, конечно, необходимо формировать у детей правильные ориентиры на выбор продуктов питания, на организацию процесса питания в целом.
Большое значение в школе уделяется тому, чтобы питание, получаемое школьниками, было разнообразным, калорийным и содержало необходимое количество витаминов и минеральных веществ.
Актуально в настоящее время внедрение программы «С-витаминизации», направленной на «кальцинизацию» питания. В школьное меню включены молочные продукты: каши, запеканка творожная, молоко и молочнокислая продукция.
В нашей столовой питание детей организовано по цикличному меню в строгом соответствии с ГОСТами и с учетом физиологической потребности детей в биологически ценных веществах, в результате чего рационы сбалансированы по основным пищевым ингредиентам.
Вот как сегодня выглядит меню школьной столовой
http://socpitanie.spb.ru/content/data/store/images/f_3980_28348_1.pdf
http://socpitanie.spb.ru/content/data/store/images/f_3980_28351_1.pdf