Для чего нужна Служба сопровождения? - Официальный сайт ГБОУ СОШ №285 Санкт-Петербурга ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Целью работы психологической службы школы является создание в образовательном учреждении социальной ситуации развития, обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности всех участников образовательного процесса.

Отдельные учащиеся испытывают перегрузки, обусловленные, прежде всего психологическими причинами: недостаточно сформированы учебные и интеллектуальные умения и навыки, отсутствует положительная учебная мотивация, не развиты познавательная активность, у некоторых из них выявлена неадекватная самооценка, приводящая к неуверенности в своих силах, повышенной тревожности. Работа здесь велась в 2-х направлениях: - при жалобах на плохую успеваемость анализировалось развитие познавательных процессов; - при жалобах на асоциальное поведение выявлялись дефекты личностного развития. В соответствии с результатами диагностики строилась работа в виде тренинга психических функций и психологических свойств личности, и оказывалось активное воздействие на процесс формирования личности и обеспечения соответствующего развития способностей и склонностей детей. Но эта работа, как показал опыт, оказывается эффективной большей частью лишь тогда, когда имеет место сугубо добровольное со стороны учащегося форма общения и работа с психологом, когда сам ребенок хочет изменить свое поведение и уровень успеваемости. Также огромное значение имеет психологическая поддержка со стороны родителей и создание благоприятного семейного климата.

Психологическое просвещение определялось необходимостью формирования у педагогов, родителей и детей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития, создания условий для полноценного личностного развития и самоопределения на каждом возрастном этапе, своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Психологическое просвещение и консультирование педагогов направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и лично значимые для них знания, позволяющие педагогам организовать эффективный процесс предметного обучения школьников и с содержательной и с методической точки зрения; построить взаимоотношения со школьниками и коллегами на взаимовыгодных началах; осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками внутришкольных взаимодействий.

Полученные результаты помогли сделать вывод, что на начальном этапе обучения основной проблемой, с которой сталкиваются учащиеся и учителя, это развитие познавательных процессов; среднее звено – наряду с недостаточно развитой познавательной сферой, межличностные взаимоотношения, которые формируют самооценку учащегося ( влияющую на все стороны жизни ребенка: обучение, общение, мировосприятие); старшее звено – это поиск смысла жизни, самопознание, профессиональное самоопределение.

Индивидуальное консультирование учащихся в подавляющем большинстве осуществляется по запросу со стороны самих школьников. В гимназии организована «Служба доверия», куда в течение 2004-2005 уч.г. обратилось 44 человека. Наиболее часто повторяющиеся запросы: «Взаимоотношения с родителями и одноклассниками», «Успеваемость в школе».

Успешность обучения ребёнка в начальной школе в большей мере связана с его речевым развитием, которое включает в себя не только чистое произношение звуков, но и владение лексикой (развитый широкий словарь), грамматическим строем языка (грамматически безошибочное построение фразы, правильные окончания в словах), умением правильно выразить свои мысли. В нашей школе развита система логопедической работы и каждый ученик начальной школы имеет логопедическое сопровождение. Приходя в нашу школу, ребёнок проходит первичное логопедическое обследование. Тесное сотрудничество учителей начальной школы и учителя-логопеда позволяет своевременно выявить учеников с речевыми проблемами, оказать им логопедическую помощь.

У ребёнка уже в дошкольном возрасте должны быть сформированы следующие необходимые предпосылки письма и чтения:

    • различение на слух всех звуков;

 

    • правильное произношение всех звуков;

 

    • владение простыми формами анализа (определение первого и последнего звука в слове, количества звуков, выделение ударного звука);

 

    • достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений, выделение ведущей руки;

 

  • развитие мелкой и общей моторики.

По данным обследования поступающих в первый класс в последние годы не имеют логопедических проблем около 33% детей. Среди оставшихся 67% первоклассников 20% имеют грубые нарушения речи, отражающиеся на успеваемости по всем учебным дисциплинам, 27% имеют нарушение некоторых сторон речи, оказывающим влияние на грамотное и правильное овладение письмом и чтением (как правило, другие предметы, в том числе и математика, не вызывают трудностей у таких учащихся).

В нашу школу приходят первоклассники с недостаточной сформированностью названных сторон речи. К началу обучения грамоте ученики неизбежно встречаются с трудностями при усвоении начертаний букв, при соотнесении буквы с соответствующим звуком и при определении порядка следования букв при записи слова, появляется «нелюбовь» к чтению, что часто ошибочно родители связывают с «леностью» или «упрямством». Это приводит ребёнка к появлению у него дисграфических ошибок, не связанных с незнанием грамматических правил. До правил ещё не дошло – ребёнок «застревает» на гораздо более раннем этапе, на этапе овладения техникой письма. В дальнейшем к этому добавятся и орфографические ошибки (таким ученикам труднее усваивать правила), которые будут «сосуществовать» с дисграфическими ошибками. Для таких учеников чтение и письмо – это слишком сложный процесс. У многих возникает страх перед уроками русского языка и литературного чтения, появляются невротические расстройства. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой, где, казалось бы, требуется больше сообразительности, при этом каких-либо признаков отставания в умственном развитии у них нет. Часто вот таких «лишённых речевой одарённости» учеников направляют к врачу-невропатологу, педагогу-психологу, учителю-логопеду. Можно ли эффективно помочь детям с дисграфией и дислексией? Да, таким ученикам по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся месяцы, а кому-то и годы занятий. В нашей школе таких учеников приглашает на занятия учитель-логопед школьного логопункта. Занятия проводятся как с группой учащихся, так и индивидуально во второй половине дня, после уроков.

Специфическое и стойкое нарушение процесса письма называется дисграфией. Частичное расстройство процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся и стойких ошибках при чтении называется дислексией. В условиях нашей школы есть прекрасная возможность комплексного подхода со стороны учителя и педагогов дополнительного образования при решении коррекционных задач. Тесное сотрудничество специалистов, родителей ученика и его заинтересованность приводят к положительной динамике и эффективности результата работы, что проявляется в исчезновении дисграфических и дислексических ошибок на письме и при чтении, развитии коммуникативных навыков и уверенности в общении со сверстниками и взрослыми.

При более тяжёлых формах «речевой» неподготовленности к обучению грамоте, имеется возможность выбора обучения ребёнка по общеобразовательной программе в речевом классе, имеющем льготную (наполняемость класса 12 человек, учитель имеет дополнительное спец образование, занятия с педагогом-психологом и учителем-логопедом по специальной программе) систему обучения. Запись в речевой класс проводится по направлениям районной психолого-медико-педагогической комиссии.

Своевременно оказанная помощь в исправлении нарушенного звукопроизношения, развитии фонематических процессов, обогащении словарного запаса и развитии грамматического строя речи, позволяет школьнику быть уверенным и успешным в освоении учебных дисциплин.