Возрастные особенности - Официальный сайт ГБОУ СОШ №285 Санкт-Петербурга ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Понятие возрастных особенностей, возрастных границ не абсолютны - границы возраста подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер и не совпадают в различных социально-экономических условиях развития личности.

Младший школьный возраст (6-11 лет)

Физическое развитие

Это достаточно ровный гармоничный период. Продолжается плавный рост: средний рост - 106 см.; средний вес в шесть лет - 20,5 кг. Вариации роста зависят от наследственности, от питания, от средовых влияний и половых различий. До девяти лет девочки легче, чем мальчики.

Идёт активная смена молочных зубов, около двадцати молочных зубов выпадают. Постоянные зубы иногда кажутся слишком крупными для лица ребёнка. К этому времени их физическое развитие характеризуется важными особенностями: в основном заканчивается окостенение черепа, закрываются роднички, оформляются черепные швы и продолжается упрочение скелета в целом. Однако развитие и окостене¬ние конечностей, позвоночника и тазовых костей нахо¬дятся в стадии большой интенсивности. При неблагоп¬риятных условиях эти процессы могут протекать с боль¬шими аномалиями. Интенсивное развитие нервно-пси¬хической деятельности, высокая возбудимость младших школьников, их подвижность и острое реагирование на внешние воздействия сопровождаются быстрым утомле¬нием, что требует бережного отношения к их психике, умелого переключения с одного вида деятельности на другой. Вредные влияния, в частности, могут оказывать физические перегрузки (например, продолжительное письмо, утомительная физическая работа). Неправильная посадка за партой во время занятий может привести к искривлению позвоночника, образованию впалой груди и т.д. Существенной физической особенностью младших школьников является усиленный рост мускулатуры, уве¬личение массы мышц и значительный прирост мышеч¬ной силы. Антропометрические исследования показывают, что дети-семилетки в состоянии поднять правой рукой от 9 до 12 кг, а десятилетние ребята поднимают 16—19 кг. Повы¬шением мышечной силы и общим развитием двигатель¬ного аппарата обусловливается большая подвижность младших школьников, их стремление к беганию, прыжкам, лазанию и неумение продолжительное время пребывать в одной и той же позе. В этой связи весьма важно практико¬вать на занятиях различные виды учебной работы (чере¬довать письмо с чтением, с выполнением упражнений и других практических занятий, применять наглядность, методы объяснения сочетать с беседой и т.д.), проводить физкультпаузы (физкультминутки), в теплое время зани¬маться при открытых форточках или окнах, а в прохладную погоду чаще проветривать классы и обеспечивать доста¬точный приток свежего воздуха в рекреационные помещения и коридоры. Учителям также следует иметь в виду, что, когда ребе¬нок вдруг становится замкнутым или сверх обычного по-движным, когда он с трудом сосредоточивается на вос¬приятии изучаемого материала, страдает забывчивостью и снижает качество успеваемости, причины всех этих аномалий подчас могут быть связаны с физическим не¬домоганием и ухудшением состояния здоровья. В этих случаях нужно своевременно обращаться за помощью к врачу.

 

Когнитивное развитие

6 - летний первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником. Он сохраняет особенности мышления, присущие дошкольному возрасту; у него преобладает непроизвольная память. (запоминается, то, что интересно, а не то, что нужно запомнить); специфика внимания такова, что ребенок способен продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-20 минут. Учитель должен учитывать возрастные особенности ребенка. Например, раз 6- летний ребенок быстро утомляется, выполняя одну и туже работу, в классе нужно обеспечить смену разнообразных видов деятельности. Урок из - за этого состоит из нескольких частей, объединенных общей темой. Нельзя давать задания, типичные для традиционного школьного обучения -требующие длительного сосредоточения взора на одном предмете, выполняя серии монотонных точных движений. Большое место должно отводиться его практическим действиям с предметами, работе с наглядным материалом. Благодаря неизжитой потребности в игре, ребенок начинает лучше усваивать программу в игровой форме, чем в стандартной ситуации учебного занятия. Поэтому необходимо постоянное включение в урок элементов игры, т. к. ведущая деятельность - игровая. Учителю следует проводить специальные дидактические и развивающие игры. Игровые моменты помогут ребенку не только передохнуть, снять чувство давящей напряженности, но и научиться отличать особенности, разницу игровой и учебной деятельности.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становиться мышление. Интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения. Школьное обучение строится таким образом, что словесно — логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается. Учителю следует проводить больше групповых занятий. В групповой работе повышается интеллектуальная активность детей, поскольку дети, контролируя ход совместной работы, начинают лучше оценивать свои возможности и уровень знаний. Организуя совместную работу в группах учеников, организует тем самым их деловое общение друг с другом. Восприятие младших школьников недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6). Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, «бросающиеся в глаза» свойства - в основном, цвет, форма и величина. Одна из задач учителя - научить ребёнка быть наблюдательным. Восприятие характеризуется ярко выраженной эмоциональностью. Отсюда двойственность:

    1. можно привлечь внимание ребёнка яркостью пособия;

 

  1. можно этим отвлечь от сущности.

Учитель должен проводить специальную работу, обучая детей наблюдению, для того, чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов.

Запоминают младшие школьники первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно или ново.

Младшие школьники обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тесты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становиться сложнее и больше по объему. Задача учителя - научить детей использовать определенные приемы. Это, прежде всего деление текста на смысловые части, возвращение к уже прочитанным частям текста для уточнения их содержания, мыслительное припоминание прочитанной части и воспроизведение вслух и про себя всего материала, а также рациональные приемы заучивания наизусть.

Для них внешние впечатления сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном сложном материале. Их внимание отличается небольшим объемом, малой устойчивостью - они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 минут. Учителю следует давать ученикам больше самостоятельных заданий, чтобы ученик сам ставил цель и контролировал свои действия. Контроль над процессом своей деятельности и есть, собственно, произвольное внимание ученика.

Общение

Обычно потребности младших школьников, особенно тех, кто не воспитывался в детском саду, носят первоначально личную направленность. Первоклассник, например, часто жалуется учителю на своих соседей, якобы мешающих ему слушать или писать, что свидетельствует о его озабоченности личным успехом в учении.

В первом классе взаимодействия с одноклассниками через учителя (я и моя учительница). 3 - 4 класс - формирование детского коллектива (мы и наша учительница).

Появляются симпатии и антипатии. Проявляются требования к личностным качествам. Складывается детский коллектив. Чем более референтен класс, тем больше ребёнок зависит от того, как его оценивают сверстники.

В третьем - четвёртом классе резкий поворот от интересов взрослого, к интересам сверстников (секреты, штабы, шифры и т. д.).

Эмоциональное развитие

Неустойчивость поведения, зависящего от эмоционального состояния ребенка, осложняет как отношения с педагогом, так и коллективную работу детей на уроке.

Складываются особенности эмоционального поведения, дети уже умеют сдерживать свои эмоции, особенно, когда находятся среди сверстников. В эмоциональной жизни детей этого возраста изменяется прежде всего содержательная сторона переживаний. Если дошкольника радует то, что с ним играют, делятся игрушками и т. п., то младшего школьника волнует главным образом то, что связано с учением, школой, учителем. Его радует, что учитель и родители хвалят за успехи в учебе; и если учитель заботится о том, чтобы чувство радости от учебного труда возникало у учащегося как можно чаще, то это закрепляет положительное отношение учащегося к учению.

Наряду с эмоцией радости немаловажное значение в развитии личности младшего школьника имеют эмоции страха. Нередко из-за боязни наказания малыш говорит неправду. Если это повторяется, то формируется трусость и лживость. Вообще, переживания младшего школьника проявляются подчас очень бурно.

В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как любовь к Родине и национальная гордость, учащиеся восторженно относятся к героям-патриотам, к смелым и отважным людям, отражая свои переживания в играх, высказываниях.

Младший школьник очень доверчив. Как правило, он безгранично верит учителю, который является для него непререкаемым авторитетом. Поэтому очень важно, чтобы учитель во всех отношениях был примером для детей.

У них усиливается контроль сознания над поведением, развиваются элементы волевых процессов. Подростковый возраст (11-15 лет)

Физическое развитие

Физическое развитие средних школьни¬ков характеризуется большей интенсивностью, не-равномерностью и значительными осложнениями, свя¬занными с началом полового созревания. В физическом развитии наблюдается непропорциональность: конечности растут быстрее, разви¬тие же туловища несколько отстает. Внешне это прояв¬ляется в том, что у подростков руки и ноги кажутся несколько удлиненными, а движения их отличаются угло¬ватостью и некоторой неуклюжестью. Вместе с тем отмечается неравномерность в процессе самого роста: в от¬дельные периоды он, то замедляется, то происходит слиш¬ком интенсивно. Этот процесс сопровождается окостене¬нием скелета и уменьшением хрящевого вещества.

Одно¬временно с этим развиваются мышечные ткани и, в частности, более тонкие волокна, что вместе с упрочени¬ем скелета придает подросткам большую физическую силу. Сердце растет быстрее, развитие же сосудов несколько отстает, что ведет к недо-статку в притоке крови к отдельным органам и систе¬мам, к повышению кровяного давления и связанными с этим головными болями. Подростки отличаются большой подвижностью, повышенной резвостью, стремлением к деятельности и практическому приложению своих сил в труде, в поднятии тяжестей, в физических соревнованиях, а мальчики и в потасовках друг с другом. Но и мышцы, и кровеносная система еще окрепли недостаточно, поэтому подростки быстро устают, не в состоянии переносить длительное физическое напряжение, а чрезмерные физичес¬кие нагрузки (например, прыжки в длину и высоту, пере¬прыгивание канав и других препятствий) нередко приво-дят к физическим травмам. Вот почему правильное дози¬рование физических нагрузок является важной задачей при организации практической деятельности подростков. Поступление же в кровь гор¬монов, вырабатываемых органами внутренней секреции, вызывает то повышение, то понижение жизненного то¬нуса, то подъем, то упадок работоспособности и энергии, а также сопровождается чередованием то хорошего на-строения, то ухода во внутренние переживания, то жиз¬нерадостности, то пассивности. Поэто¬му следует всячески щадить нервную систему подрост¬ков, проявлять особую чуткость и оказывать помощь в учебе в периоды снижения успеваемости с тем, чтобы случайной "двойкой" не убить охоты к учению.

Когнитивное развитие

Нередко происходит снижение успеваемости. То, что побуждало младшего школьника активно учиться, не играет теперь такой роли, а новые побуждения к учению (установка на будущее, дальние перспективы) еще не появились. Для подростка все большее значение начинает приобретать теоретическое мышление, способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире. С 11- 12 лет вырабатывается формальное мышление. Подросток уже может рассуждать, не связывать себя с конкретной ситуацией. Но он не всегда осознает роль теоретических знаний, чаще всего он связывает их с личными, узкопрактическими целями. Например, зачастую семиклассник не знает и не хочет учить правила грамматики, так как «убежден», что и без этих знаний можно писать грамотно. Младший школьник все указания учителя принимает на веру - подросток же должен знать, зачем нужно выполнять то или другое задание. Нередко на уроках можно слышать: «Для чего это делать?», «Зачем?» В этих вопросах сквозит и недоумение, и некоторое недовольство, и порой даже недоверие к требованиям учителя. В то же время подростки склонны к выполнению самостоятельных заданий и практических работ на уроках. Они с готовностью берутся за изготовление наглядного пособия, живо откликаются на предложение сделать простейший прибор. Даже учащиеся с низкой успеваемостью и дисциплиной активно проявляют себя в подобной ситуации.

С 13 лет наблюдается более быстрый рост памяти. В подростковом возрасте память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. Смысловая память приобретает логический характер. Становиться более доступным запоминание абстрактного материала.

Общение

В связи с «чувством зрелости» у подростка появляется специфическая социальная активность, стремление приобщаться к разным сторонам жизни и деятельности взрослых, приобрести их качества, умения и привилегии. При этом в первую очередь усваиваются более доступные, чувственно-воспринимаемые стороны взрослости: внешний облик и манера поведения (способы отдыха, развлечений, специфический лексикон, мода в одежде и прическах, а подчас курение, употребление алкоголя). Стремление быть взрослым ярко проявляется и в сфере взаимоотношений с взрослыми. Подросток протестует, обижается, когда его, «как маленького», опекают, контролируют, наказывают, требуют беспрекословного послушания, не считаются с его желаниями и интересами. Подросток стремится расширить свои права. Он требует, чтобы взрослые считались с его взглядами, мнениями и интересами, т. е. претендует на равноправие со взрослыми.

Для подросткового возраста характерна потребность в общении с товарищами. Подростки не могут жить вне коллектива, мнение товарищей оказывает огромное влияние на формирование личности подростка. Подросток не мыслит себя вне коллектива, гордится коллективом, дорожит его честью, уважает и высоко ценит тех одноклассников, которые являются хорошими товарищами. Он болезненнее и острее переживает неодобрение коллектива, чем неодобрение учителя. Поэтому очень важно иметь в классе здоровое общественное мнение, уметь на него опереться. Формирование личности подростка будет зависеть от того, с кем он вступит в дружеские взаимоотношения. Для подросткового возраста характерна потребность в общении с товарищами. Подростки не могут жить вне коллектива, мнение товарищей оказывает огромное влияние на формирование личности подростка. Подросток не мыслит себя вне коллектива, гордится коллективом, дорожит его честью, уважает и высоко ценит тех одноклассников, которые являются хорошими товарищами. Он болезненнее и острее переживает неодобрение коллектива, чем неодобрение учителя. Поэтому очень важно иметь в классе здоровое общественное мнение, уметь на него опереться. Формирование личности подростка будет зависеть от того, с кем он вступит в дружеские взаимоотношения. К дружбе предъявляются довольно высокие требования, и дружба носит более длительный характер. Она может сохраниться на всю жизнь. У подростков начинают складываться относительно устойчивые и независимые от случайных влияний моральные взгляды, суждения, оценки, убеждения. Причем в тех случаях, когда моральные требования и оценки ученического коллектива не совпадают с требованиями взрослых, подростки часто идут за моралью, принятой в их среде, а не за моралью взрослых. У подростков возникает своя система требований и норм, и они могут упорно их отстаивать, не боясь осуждения и наказания со стороны взрослых. Но вместе с тем мораль подростка оказывается еще недостаточно стойкой и может меняться под влиянием общественного мнения товарищей. Если же подросток не добивается достойного места в коллективе, он тяжело пере¬живает свое положение. Учителям следует внимательно изучать взаимоотношения учащихся и помогать им укреплять свой престиж в коллективе. В тех случаях, когда создается конфликтная ситуация и нужно сделать выбор между мнением учителя и мнени¬ем класса, подросток чаще всего придерживается мне¬ния сверстников. Поэтому при разрешении острых воп-росов учителю следует быть весьма осмотрительным и стремиться опираться на мнение коллектива учащихся.

Они сопостав¬ляют себя со сверстниками, оценивают свои достоинства и недостатки. Но если о недочетах других они судят стро¬го, то по отношению к себе они менее взыскательны. Это обусловливает необходимость развития у них самокри¬тичности и побуждения к самовоспитанию.

Эмоциональное развитие

Подростка иной раз характеризуют как полуребенка и полувзрослого. Как полувзрослый он ощу¬щает быстрый рост физических сил и духовных потреб¬ностей, как полуребенок он еще ограничен своими воз¬можностями и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие запросы и потребности. Этим объясняется слож¬ность и противоречивость характера, поведения и разви¬тия подростков. В области эмоционально-волевой сферы для подростка характерны большая страстность, неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. Если в отношении к нему проявляется малейшая несправедливость, он способен «взорваться», впасть в состояние аффекта, хотя потом может об этом сожалеть. Такое поведение возникает особенно в состоянии утомления. Очень ярко эмоциональная возбудимость подростка проявляется в том, что он страстно, с жаром спорит, доказывает, высказывает возмущение, бурно реагирует и переживает вместе с героями кинофильмов или книг. При встрече с трудностями возникают сильные отрицательные чувства, которые приводят к тому, что школьник не доводит до конца начатое дело. В то же время подросток может быть настойчивым, выдержанным, если деятельность вызывает сильные положительные чувства.

Для подросткового возраста характерен активный поиск объекта для подражания. Идеал подростка - это эмоционально окрашенный, переживаемый и внутренне принятый образ, который служит для него образцом, регулятором его поведения и критерием оценки поведения других людей.

На психическое развитие подростка определенное влияние оказывает половое созревание. Одной из существенных особенностей личности подростка является стремление быть и считаться взрослым. Подросток всеми средствами пытается утвердить свою взрослость, и в то же время ощущения полноценной взрослости у него еще нет. Поэтому стремление быть взрослым и потребность в признании его взрослости окружающими остро переживается. В периоды понижения настроения и упадка энергии у подростков могут появ¬ляться раздражительность, равнодушное отношение к уче¬бе, ссоры с товарищами и конфликты с друзьями, а так¬же многие недоразумения в отношениях с учителями и взрослыми. Но и периоды подъема энергии и активности подрост¬ков приносят немало беспокойств. Нередко они сопро¬вождаются озорством, шалостями, стремлением показать свою силу, физическое и моральное превосходство.