Сомова М. В.

«Формирование ключевых компетенций современного школьника средствами деятельностной интеграции предметов»

(Методическая разработка интегрированного урока «Наречия на уроке алгебры»)

 

Происходящие в обществе радикальные изменения идеологических воззрений, социальных представлений и идеалов сопровождаются качественными преобразованиями в сфере образования. В российском образовании появляются многообразные педагогические инициативы и инновационные процессы, создаются новые типы школ, разрабатываются вариативные учебные планы и образовательные программы, перестраиваются содержание и технологии обучения и воспитания, издается новое поколение учебников и учебных пособий, регистрируются новые педагогические журналы и газеты.

Российская школа переживает период отказа от самоценности предметных знаний в пользу ценности развития самостоятельной и ответственной личности, воспитания творческой индивидуальности, формирования субъекта учебно-познавательной, трудовой, общественно-политической деятельности. Родители и учащиеся отдают приоритет гуманитарному образованию, педагоги осваивают технологию и техники личностно-ориентированного обучения.

Фундаментальным основанием происходящих изменений является изменение позиции педагога в современном обществе: уходит в прошлое главная функция педагога - быть источником новой информации и транслятором предметных знаний.

Предлагаемый инновационный продукт является инструментом, позволяющим реализовать направления Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 «Петербургская Школа – 2020», где основными задачами являются разработка и реализация проектов, способствующих созданию новых технологий построения образовательного процесса, непрерывное развитие потенциала современного учителя, возрождение сообществ профессионалов, как реальной силы, влияющей на содержание, структуру и конструкцию образования в целом.

В направлениях «Доступность и качество», «Равные и разные» Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 «Петербургская Школа – 2020» указывается на необходимость изменения содержания образования в соответствии с новыми образовательными стандартами, формирование навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка.

Данный инновационный продукт позволяет ориентировать образовательную деятельность не столько на передачу знаний, сколько на овладение учащимися коммуникативной и информационной компетенциями, позволяющими им затем, по мере необходимости, приобретать знания самостоятельно, что является одной из эффективных форм познания мира.

Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, новых подходов к общеобразовательным предметам, организации самостоятельной работы, контроля и самоконтроля. Главное преимущество интеграции – это путь к достижению целостного взгляда на окружающий мир. Здесь особую роль играет организация учебно-воспитательного процесса посредством отбора и логического построения содержания учебного материала, что вовсе не равно содержанию образования в фиксированной взаимосвязи с конкретными педагогическими технологиями, обеспечивающими способ взаимоотношения всех участников.

Интегрированный урок способствует повышению мотивации учения, развитию познавательного интереса учащихся и умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, то есть формированию основных ключевых компетенций современного школьника. Любой интегрированный урок способствует развитию речи, а также снимает перенапряжение и перегрузку учащихся.

Целью разработки предоставляемого инновационного продукта является внедрение в практику образовательного учреждения новых форм расширения и интеграции образовательной среды, способствующих формированию ключевых компетенций школьников.

Данный инновационный продукт позволяет решить целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов:

 

  • развитие потенциала педагогов и учащихся, побуждающего к активному познанию окружающей действительности;
  • совершенствование механизмов интеграции в образовательном процессе, создание компетентностно-развивающей методики обучения;
  • выявление и осмысление причинно-следственных связей и развитие логики мышления, коммуникативных способностей участников образовательного процесса;
  • самореализация и самовыражение, творчество учителя и учащихся;
  • использование здоровьесберегающих технологий путём переключения школьников на различные виды деятельности.

Наиболее часто интегрируют учебные предметы одного цикла, например, историю и литературу, физику и математику, изобразительное искусство и музыку. На наш взгляд, сейчас появилась сильнейшая необходимость в интеграции предметов различных циклов и направлений. Например, русского языка с математикой, алгеброй, геометрией, информатикой и др.

Не секрет, что с каждым годом дети всё меньше и меньше читают, отсюда безграмотность, бедная речь, непонимание лексического значения многих слов. Поэтому чтение на научного текста или условия задачи вызывает у ученика некоторые затруднения. Исходя из вышесказанного, мы считаем, что работа со словом должна проводиться не только на уроках русского языка и литературы, но и на предметах других циклов.

Мы попытались сместить акцент интеграции с позиции изучения объекта в разных образовательных областях на позицию расширения образовательного пространства и формирования компетенций. Интеграция достигается за счёт взаимопроникновения предметных областей, осуществляется комплексный анализ и синтез изучаемых понятий.

Способом формирования ключевых компетенций выбран интегрированный урок с применением приёмов информационно-коммуникационного, развивающего, модульного обучения: «Наречия на уроке алгебры».

 

Цели урока:

Общеобразовательные: обобщить знания по темам «Наречие» и «Разложение многочленов на множители»; показать использование наречий в научной речи и необходимость работы со словом не только на уроке русского языка, но и на уроке алгебры.

Воспитательные: воспитывать ученика как всесторонне развитую гармоничную личность, формировать навыки учебного взаимодействия в группе.

Развивающие: развивать умения оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом речевой ситуации, аргументированно отстаивать свою точку зрения.

 

Планируемые результаты:

Предметные

  • Систематизация и обобщение знаний учащихся о наречии и о различных способах разложения многочленов на множители.
  • Расширение представлений учащихся о роли наречий в тексте.
  • Рассмотрение нестандартных случаев разложения на множители.

Метапредметные

  • Развитие устной речи учащихся.
  • Развитие навыков анализа и синтеза текста.
  • Формирование умений прогнозировать последствия коллективных решений.

Личностные

  • Повышение учебной мотивации учащихся.
  • Формирование способности к саморегуляции и самооценке.
  • Совершенствование монологической и диалогической речи.

Демонстрационный материал на уроке: компьютерная презентация Power Point

Методы и приёмы обучения: приемы информационно-коммуникационных, развивающих технологий, технологии коллективного обучения.

Способы формирования УУД: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.

Ход урока.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ НАЧАЛО УРОКА. <СЛАЙД 1>
  2. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО. Сегодня у нас необычный урок: интегрированный урок алгебры и русского языка по теме «Наречия». Что может объединять такие непохожие предметы, как алгебра и русский язык? На уроках русского языка мы учимся правильно говорить и писать, а на уроках алгебры – решать примеры и задачи, логически мыслить. Зачем на алгебре знания по русскому языку? Зачем на уроке русского языка математические навыки? И как понимать слова Максима Горького: «Слово – одежда всех мыслей, всех фактов»? <СЛАЙД 2>. Это вопросы, на которые мы сегодня постараемся ответить.
  3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Учитель математики: Сегодня на уроке мы обобщаем и повторяем материал по теме «Разложение на множители». Какие способы разложения на множители мы знаем?

Учащиеся отвечают:

  • Вынесение за скобку общего множителя,
  • Способ группировки.
  • Применение формул сокращенного умножения (разность квадратов, квадрат суммы, квадрат разности, куб суммы и разности, сумма и разность кубов).

<СЛАЙД 3>

Устная работа. Повторим устно эти способы (фронтальная работа). <СЛАЙД 4>

 

А теперь каждая группа должна решить свои задачи и расшифровать с помощью таблицы слово.

Работа в группах на карточках. <СЛАЙД 5>

Группа №1

Разложите на множители:

  1. 2a5 – 2a3
  2. 2а(a –b) – (b –a)
  3. 3x + 3x2 – y – xy
  4. Найдите значение выражения a2 + ab + b2 при a = - 5, b = -
  5. Представьте в виде произведения: (4a + 1)2 - (3a + 3)2

Группа №2

Разложите на множители:

  1. ab2 - a2b
  2. a(b –c) + c(c – b)
  3. 2a + b + 2a2 + ab
  4. Найдите значение выражения a2 - 2ab + b2 при a = 12, b = - 3
  5. Представьте в виде произведения: 25 - 36p2 c2

Группа №3

Разложите на множители:

  1. 3x2 - 12
  2. 3(b –5) + a(5 – b)
  3. 6x + 7y + 42 + xy
  4. Найдите значение выражения a2 - 4ab + b2 при a = , b = -
  5. Представьте в виде произведения: 100n4 – 121

Группа №4

Разложите на множители:

  1. 14m2 n + 7mn2
  2. x(y – 3) + x(3 – x)
  3. 2x + 7y + 14 + xy
  4. Найдите значение выражения 1 – 2a + a2   при a = 0,7
  5. Представьте в виде произведения: 49y2 – 64c2

Группа №5

Разложите на множители:

  1. – 30by – 6b2
  2. b(2x + 5y) + b(y – 3x)
  3. ab + ac – 4b – 4c
  4. Найдите значение выражения a2 - 2ab + b2 при a = 6, b = 4
  5. Представьте в виде произведения: a2 b2 - 9

 

Решив задания, учащиеся с помощью таблицы расшифровывают слова: нигде, замуж, свежо, слева, прочь.

1

ab(b – a)

П

14

(x + 7)(6 + y)

Е

2

3(x – 2)(x + 2)

С

15

(b + c)(a – 4)

Е

3

2a3 (a – 1)(a + 1)

З

16

(7a + 4)(a – 2)

Ж

4

- 6b(5y + b)

С

17

(5 -6pc)(5 + 6pc)

Ь

5

(a – b)(2a + 1)

А

18

(10n2 –11)(10n2 +11)

О

6

7mn(2m + n)

Н

19

(7y – 8c)(7y + 8c)

Е

7

(b – c)(a – c)

Р

20

(ab – 3)(ab + 3)

А

8

x(y – x)

И

21

4

В

9

(x + 7)(2 + y)

Г

22

9

У

10

b(6y – x)

Л

23

169

Ч

11

(1 + x)(3x – y)

М

24

1

Ж

12

(1 + a)(2a + b)

О

25

0,09

Д

13

(b – 5)(3 – a)

В

 

 

 

 

<СЛАЙД 6>. На экране появляются слова: замуж, прочь, свежо (веет), нигде, слева.

Учитель русского языка:

1А.

  • К какой части речи мы отнесём эти слова? (наречие)
  • Почему слово свежо я употребила со словом веет? (свежо может быть категорией состояния или кратким прилагательным, а в данном случае, по глаголу мы понимаем, что это наречие)
  • Что обозначает наречие? (признак действия или признак признака)
  • На какие вопросы отвечает (как?, когда?, где? и т.д.)
  • Какие членом предложения является? (обстоятельство)
  • Как вы понимаете смысл предложения : «Наречие – неизменяемая часть речи?»
  • Как вы думаете, подбор наречий случаен? Почему вы так думаете?

1Б. Каждой группе предлагается прокомментировать орфограмму в слове.

2. Группы выполняют задания на карточках с пропущенными орфограммами.

<СЛАЙД 7>. Появляются слова.

  • (Во)первых, занов..., вскач.., (не)лепо, жгуч…
  • (Во)вторых, (не)взрачно, горяч…, сплош…, направ…
  • Н...когда, (по)немецки, хорош.., когда(либо), ещ…
  • Неуклюж..., (не)редко, где(то), издавн…, еле(еле)
  • Настеж...,(кое)как, (до) неузнаваемости, вправ.., невтерпёж…

Группам предлагается обсудить правописание этих наречий, а затем объяснить встретившиеся орфограммы. <СЛАЙД 8>

Итак, выполнив это задание, мы повторили основные правила правописания наречий. А теперь мы поговорим о том, какую роль наречия выполняют в предложении и тексте.

3. Работа с математическим текстом.

Учитель математики: У вас на столе находится текст. Возьмите его. Я сейчас прочитаю вам этот текст(читает текст).

Учитель русского языка: Что вы заметили в тексте? (В нем есть пропуски). А теперь я предлагаю продолжить работу с некоторыми наречиями из вашей карточки. Они представлены на слайде.

<СЛАЙД 9>. Появляются 5 слов: нередко, во-первых, во-вторых, до неузнаваемости, хорошо.

Вставьте эти наречия вместо пропусков. (Идет работа в группах). Давайте прочитаем получившийся текст. (каждая группа читает предложение с пропуском, учитель читает предложения без пропусков)

  • Нередко мы испытываем трудности при выборе способа решения математической задачи.
  • Например, решая уравнение x2 -5x+6=0 переносом известного слагаемого из левой части в правую, мы получим x2 -5x= -6 и убедимся, что этот путь никуда не привёл
  • Попробуем сосредоточиться и найти другой способ решения.
  • Во-первых, разобьём -5x на два слагаемых: -3x и -2x.
  • Во-вторых, разложим левую часть уравнения на множители:
  • x2 – 3x – 2х + 6 = 0;
  • (x2 – 3x) + (– 2х + 6) = 0;
  • х(х – 3) – 2(х – 3) =0;
  • (х – 3)(х – 2) =0.
  • Уравнение изменилось до неузнаваемости: мы получили произведение, равное нулю.
  • Мы знаем, что в этом случае хотя бы один множитель равен нулю: x-3=0 или x-2=0
  • А такие уравнения мы умеем решать хорошо: x=3 или x=2
  • Таким образом, рациональный выбор способа решения помог нам быстро найти корни данного уравнения: 3 и 2.

<СЛАЙД 10>. Появляется текст без пропусков.

  • Определите стиль речи этого текста (научный)
  • К какому типу речи вы отнесёте данный текст? (рассуждение)
  • Какие наречия помогают выстроить рассуждение? (во-первых, во-вторых).
  • Найдите во втором и в последнем предложениях наречия, выполняющие такую же функцию (например, таким образом)
  • Как вы думаете, а чем еще эти три наречия примечательны в тексте? (Они выделены запятыми). ПРОПЕДЕВТИКА: эти наречия очень необычные, они помогают нам оформить свои мысли в тексте и называются с точки зрения синтаксиса вводными словами.
  • Каким членом предложения выступает наречие? (обстоятельством). А наречия, которые являются вводными словами, никаким членом предложения являться не будут.
  • Какую роль в тексте выполняют наречия нередко, хорошо, до неузнаваемости? (они уточняют значение слова - глагола)
  • Какие слова уточняют эти наречия? (испытываем, решать, изменилось)
  • Как в речи мы называем эти наречия? (определительные). Найдите в последнем предложении текста определительное наречие.
  • В каком стиле речи чаще всего используются определительные наречия? (в художественном)
  • А почему именно в художественном? (они играют большую роль в создании олицетворений)
  • Почему в этом тексте наречия не выполняют эту роль? (перед нами научный текст, где слова используются только в прямом значении)
  • Может быть, кто-нибудь заметил, а какое наречие мы с вами не обсудили? (никуда)
  • Какова роль этого наречия в тексте? (оно указывает на место и называется обстоятельственным) Почему именно так пишется это наречие?
  • Как вы считаете, какова же основная функция наречий в научном тексте? (основная функция - оформление мыслей)

Учитель математики: Обратимся к содержанию текста. В нем описывается новый прием разложения на множители, примененный при решении уравнения. Пожалуйста, ещё раз рассмотрите это решение. В следующем задании вам нужно будет применять описанный способ, то есть «разбивать» одночлены на два слагаемых, чтобы затем сгруппировать члены и вынести за скобку общий множитель.

Группы получают карточки с заданием:

  • Решите уравнение: x2 + 4x + 3 =0.
  • Разложите на множители: a2 - 3ab + 2b2.

Учащимся дается время для решения заданий. Учитель при необходимости помогает группам, испытывающим трудности. Группы, первыми справившиеся с заданием, показывают своё решение на доске. Остальные вносят дополнения и исправления.

 

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. <СЛАЙД 11>.

 

  • Какие темы по русскому языку и по алгебре мы повторили?
  • Что нового вы узнали?
  • Нужны ли на алгебре знания по русскому языку?
  • Полезны ли математические умения на уроках русского языка?
  • Как вы понимаете слова М.Горького?

 

Домашнее задание: 1. Предлагается текст публицистического стиля речи. Задание: найти наречия, определить роль наречий в этом тексте.

2. Подборка упражнений на разложение многочленов на множители разными способами.

 

  1. РЕФЛЕКСИЯ.

Каждая группа дает оценку своей работе и работе каждого члена.

Оцените свою работу на уроке.

 

 

Группа №….

Вопрос

Ответ

1

Насколько активна была ваша группа?

Активность высокая

Активность средняя

Активность низкая

2

Все ли члены группы были одинаково активны?

Все работали одинаково активно

Некоторые члены группы были пассивны

Кроме одного, никто не работал

3

Довольны ли вы результатами работы своей группы на уроке?

Да, полностью

Не очень довольны, можно было бы сделать больше

Нет, мы не были старательны

4

Поставьте, пожалуйста, оценку каждому члену группы с учетом его вклада в общее дело

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Скриншоты презентации к уроку

 

Необходимым условием для внедрения инновационного продукта является соответствующее ресурсное обеспечение:

  • организационно-педагогические ресурсы (корректировка содержания образовательных программ и поурочно-тематического планирования, расписания)
  • кадровые ресурсы (наличие квалифицированных педагогических кадров, способных к инновационной образовательной деятельности, составляющих творческие пары и группы)
  • материально-технические ресурсы (наличие дидактического и технического обеспечения, соответствующего современному уровню образования)

 

Свидетельством положительного результата внедрения инновационного продукта могут являться:

  • расширение внутришкольного и межшкольного сетевого взаимодействия
  • создание новых творческих групп и коллективов по вопросам интеграции в образовательном процессе,
  • повышение интереса учащихся к изучаемым предметам, проявляющегося в выборе тем для проектно-исследовательской деятельности;
  • формирование сборника методических материалов интегрированных уроков по предметам

улучшение успеваемости и качества знаний